Приказом войскам Первой воздушной армии от 23 июня 1945 года медалью «За боевые заслуги» была награждена Комова Дарья Григорьевна, 1922 года рождения, дефектовщица самолетного цеха подвижных авиамастерских за то, что с января 1945 года продефектировала 80 самолетов, выполнив план на 200%.
Понятно, что дефектовщики должны были выявлять дефекты деталей и узлов самолетов и уметь определять способ их ремонта, включая авиадвигатели и системы вооружения. Однако кроме того, они должны были разбираться в антикоррозийных покрытиях, знать основы теории и области применения магнитного, токовихревого, ультразвукового и жидкостного контроля, а также основы радиолокации, радиотехники, электротехники и механики!
Известно, что в современном самолете от 3 до 9 миллионов разных деталей. Основных узлов и деталей, которые невозможно или ненужно разбирать около 9 тысяч. Но даже с учетом того, что во времена Второй мировой войны их было на порядок или на два меньше, цифра все равно выходит немалая.
К примеру, как докладывал Сталину начальник Главного управления Воеенно-воздушных сил Красной Армии генерал-майор Жигарев в мае 1941 года, на самолетах ЛАГГ-3 часто ломались вилки качалок управления элеронами, вильчатые болты тяги руля глубины, текли гидросистемы уборки и выпуска шасси и штуцера бензопомпы, и бывали случаи прострела винтов самолета по причине нарушения регулировки синхронных пулеметов и расконтрирования рычага тяги коромысла синхронизатора. И это все тоже должен был знать и предусмотреть дефектовщик!
Дефектовщик - одна из «незнаменитых» военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.