Дата рождения:
31 октября 1905
Место рождения:
Россия, Тульская область, дер.Гамово
Дата смерти:
16 июня 1993
место смерти:
Республика Татарстан, г.Казань
Труженик тыла.
Выходец из крестьян, в 13 лет остался главой семьи, в которой было 9 детей. В 1926 году был призван в ряды РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). После службы в армии он поступил на Московский авиационный завод им.С.П.Горбунова учеником револьверщика. Был стахановцем – выполнял три нормы в день. За десять лет он прошел путь от ученика револьверщика до старшего технолога цеха.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а ровно через месяц – 22 июля – немцы предприняли первый налет на Москву. Каждую ночь немцы бомбили Москву. Государственный комитет обороны принял решение – эвакуировать Московский авиазавод в Казань. Лелейкин Михаил Никифорович был назначен начальником группы по эвакуации в Казань всего станочного парка завода. Все было привезено в Казань на территорию Казанского авиазавода им.Серго Орджоникидзе и установлено в цехах механического производства.
Перед заводчанами была поставлена задача - наладить в кратчайший срок выпуск боевых самолетов для фронта. Работать пришлось в тяжелейших условиях. Жили на частных квартирах, в подвалах, в зданиях кинотеатров, деревянных бараках. Хлеб отпускался по карточкам по 700 гр. в день. Работали по 12 часов в сутки. Неделями не выходили с завода. Давали фронту ежесуточно 12-13 боевых самолетов «Пе-2» конструкции В.М.Петлякова.
За период с 1931-1941 он закончил рабфак и МАИ, в 50-е годы закончил КАИ.
После окончания войны завод приступил к выпуску гражданских самолетов.
За десять первых лет работы ( с 1931 по 1941 г.г.) он работал учеником револьверщика, револьверщиком, токарем 4-го разряда, токарем 6-го разряда, мастером револьверной группы, технологом, старшим технологом. С 1943 года – зам. начальника отдела главного технолога, с 1944 года – начальник отдела главного технолога, с 1945 года – начальник отдела планирования и подготовки производства ( ОППП), с 1954 года – заместитель главного технолога завода, с 1960 года – главный технолог завода.
Правительство высоко оценило заслуги Лелейкина М.Н. Он награжден пятью орденами и девятью медалями. За выпуск книги «Руководство по ремонту самолета» он стал лауреатом Государственной премии.